С 2013 года нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений образования, требуют от них повышение качества распространяемой в открытом доступе информации. Более того, анализ полноты, достоверности и удобства подачи таких сведений определяет рейтинг учреждения образования и, следовательно, его престижность. В данной связи руководством к действию является Приказ Министерства образования от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией», который стал как нельзя более актуален в связи с ужесточением контроля в текущем году. Положения приказа 462 в равной степени распространяются на все учреждения, оказывающие услуги в сфере образования, начиная дошкольными организациями и заканчивая высшей школой.
Зачем нужно самообследование
Помимо того, что требование для учреждений образования проводить ежегодное самообследование закреплено нормативно-правовыми актами, его ценность для повышения качества работы организации очевидна. Так, такое исследование позволит выявить и устранить проблемы, тем самым повысив уровень оказания услуг и престиж учреждения. Во-вторых, так проще и эффективнее управлять развитием образовательного процесса, модернизировать и совершенствовать его. И, наконец, это дает возможность объективно соотнести существующее положение вещей с требуемым законодательно.
Порядок процедуры самообследования
В первую очередь организации надлежит разработать план проведения исследования, назначить ответственных лиц и распределить обязанности. При этом утверждать некий локальный акт о проведении самообследования не нужно. Далее проводить непосредственно сбор и обобщение данных, которые в итоге оформляются в единый отчет, который предоставляется контролирующим органам и размещается на официальном сайте учреждения. Единых требований к срокам завершения самообследования, состава ответственных лиц и прочих нюансам процедуры не предъявлено. Учреждениям образования это оставлено на собственное усмотрение, что является верным, так как работа каждого учреждения имеет свои особенности и объемы данных, которые необходимо проверить сильно разнятся.
Единственные временные рамки утверждены для актуальности анализа. Так, для всех общеобразовательных учреждений надлежит провести самообследование по состоянию на август каждого года, а для организаций, осуществляющих оказание услуг в сфере профессионального и дополнительного образования — по состоянию на апрель. Также определены предельные сроки, когда надлежит предоставить отчет по самообследованию, а именно до 1 сентября и до 20 апреля, соответственно. Законом предусмотрена административная ответственность для юридического лица и должностных лиц, на которых возложены соответствующие обязанности, за несвоевременное размещение такого отчета, равно как и за неполноту или недостоверность изложенных в нем сведений по ч.2 ст.5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санкция указанной статьи достаточно сурова и предусматривает наказание в виде штрафа от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для юридических. Кроме того, факт привлечения к административной ответственности не избавляет организацию от обязанности подготовить отчет надлежащим образом после оплаты штрафных санкций. Для руководителя учреждения образования подобное нарушение чревато привлечением к дисциплинарной ответственности и даже прекращением трудовых отношений по мотиву ненадлежащего исполнения обязанностей.
Процесс самообследования образовательной организации
Перед началом процедуры самообследования организации руководитель должен определить график работы, назначить ответственных лиц и распределить обязанности. Видится целесообразным включить в состав группы:
- основного руководителя;
- его заместителей по основным направлениям проверки;
- педагогов;
- методических работников и специалистов отдела кадров;
- программиста.
При этом перечислять указанных лиц в тексте приказа излишне, вполне достаточно приложить такой список к нему для сведения. Также важно приложить к приказу график с указанием конкретных сроков не только сдачи итогового отчета, но и каждым ответственным лицом своей части работы. Эта мера позволит провести исследование более организованно и исключит вероятность нарушения сроков подготовки отчета, чреватого привлечением к административной ответственности. Очень важно, чтобы каждый участник процедуры точно знал сферу своей ответственности:
Руководитель
Отвечает за соблюдение сроков, качество и достоверность сведений в целом, несет персональную ответственность за отчет, координирует работу группы и докладывает о результатах руководству и контролирующим органам.
Заместители по профильным направлениям проверки
Избирают наиболее оптимальные формы и методы исследования, обобщают полученные данные, избирает источники сведений. Заместители должны четко ставить задачи перед рабочей группой, разъяснить им как именно надлежит анализировать сведения и проверяет правильность исполнения.
Педагоги
Аккумулируют данные по направлениям своей деятельности, предоставляют сведения об успеваемости, достижениях, недочетах в работе учащихся. Предоставляют сведения о формах и методах преподавания, достигнутых результатах и причинах неудач.
Методические работники и специалисты
Проверяют сведения о квалификации, достижениях и специфике работы педагогического состава, действующих направлениях образовательного процесса, стоимости услуг и материально-техническом оснащении.
Программист
Оказывает содействие в обработке данных, сведении их в единых документ и размещение в сети на официальном сайте.
Разумно совмещать работу над отчетом по самообследованию с подведением итогов года и подготовкой публичного доклада, так как анализу подвергаются идентичные исходные данные, и одну и ту же работу не придется повторять дважды.
Подготовка отчета
Самообследование ДОУ, школы или иного учреждения образования должен состоять из аналитической части и анализ основных показателей по направлениям деятельности. Отчет должен быть представлен:
- на бумажном носителе, который надлежит прошить и удостоверить подписью руководителя, заверив печатью;
- в электронном варианте выставлен в открытый доступ на официальном ресурсе организации.
Аналитическая часть отчета должна отражать эффективность:
- процесса образования;
- системы управления;
- качества подготовки;
- организационных моментов;
- материально-технической составляющей;
- подбора кадров.
Для экономии времени стоит готовить аналитическую часть заранее, оценивая итоги работы за год. Очень важно, чтобы отчет позволял оценить эффективность работы в динамике и отследить, какие направления деятельности стали лучше, а по каким возникли проблемы. Хорошо, если отчет будет содержать наглядные элементы среди которых таблицы, графики, диаграммы. Также следует использовать объективную информацию ВСОКО об оценке содержания и реализации программ, а также достижений учащихся.
Второй раздел отчета должен включать конкретную информацию по инфраструктуре учреждения и направлениях его деятельности. Разумнее представить эти данные в виде сводной таблицы. Для эффективного использования полученных данных, следует обсудить их с педагогическим составом учреждения для поиска путей совершенствования и устранения недостатков. Зачастую полученные в результате самообследования организации сведения требует принятия немедленных управленческих решений и неотложных мер.
Как не допустить ошибок при подготовке отчета
Самой распространенной ошибкой при подготовке отчета о самообследовании является так называемая «техническая», которая имеет место при копировании прошлогодних данных и неактуализации их. Так самообследование 2017 не должно быть точной копией отчета за 2016 год. Даже, если существенных изменений в работе организации не имелось, все данные, цифры и сведения надлежит тщательным образом проверять. Целесообразно назначить ответственных лиц за каждый участок работы и поручить им выверить все данные, после чего одно ответственное за итоговый отчет, должностное лицо, сводит все воедино и еще раз проверяет документ на предмет достоверности и полноты.
С особой тщательностью, по сравнению с прошлогодним отчетом, надлежит проверить:
- списочный состав педагогов и обучающихся;
- успеваемость и активность воспитанников, их достижения;
- материально-техническую базу, ее обновления и дополнения.
Исходными данными здесь будут:
- объективные оценки результатов деятельности;
- данные ВСОКО, внутреннего контроля и ВШК;
- официальный рейтинг общественной и общественно-профессиональной аккредитации.
При этом целесообразно использовать как активные методы сбора информации, среди которых опросы, анкетирования, интервьюирование и тому подобные, так и пассивную работу с документами. Их разумное сочетание позволит получить наиболее полную и точную картину. Не менее часто нарекания к качеству процедуры вызывает неполнота проанализированных данных, в силу чего не все показатели, отражающие деятельность учреждения, находят в нем свое отражение. Вместе с тем, самым частым и существенным нарушением порядка проведения самообследования является несоблюдение сроков, жестко определенных Приказом № 462, что недопустимо.
Какие показатели деятельности надлежит включать в отчет (на примере самообследования ДОУ и школы)
Во второй раздел отчета о самообследовании ДОУ и общеобразовательной школы надлежит включать два основных блока данных: об имеющейся материально-технической базе и об основной деятельности, включая оказываемые на платной основе услуги.
Так, в отчете следует отразить:
- общее число учащихся (воспитанников). Здесь также важно указать количество учащихся по каждой из действующих программ, либо возрастным группам;
- успеваемость учащихся, в том числе наличие проблемных воспитанников с особенностями психо-физического развития;
- особые достижения учащихся (воспитанников), среди которых победу в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и тому подобных мероприятиях регионального, федерального и международного уровня;
- перечисление применяемых методик обучения с указанием количества воспитанников, обучающихся по той или иной из них;
- количество и квалификация педагогического состава, их особенности, возраст, опыт работы и прочие достижения;
- соотношение количества обучающихся и педагогов;
- наличие узких специалистов по оказанию дополнительных услуг.
Особого внимания в отчете по самообследованию требует инфраструктура учреждения. Здесь актуальны следующие аспекты:
- общая площадь занимаемого учреждением здания, наличие дополнительных построек и площадь прилегающей территории;
- оснащение учреждения образования компьютерной техникой, инвентарем, степень комфортности и безопасности;
- наличие оборудование и раздаточных материалов, оснащение техническими средствами обучения, доступ в сеть интернет;
- создание условий по организации досуга, краткосрочного отдыха и питания;
- соотношение компьютерной техники и аналогичного оборудования с числом воспитанников.
Проведение самообследование учреждениями образования — длительный и крайне сложный процесс, требующий затрат времени и повышенного внимания. Последствия допущения ошибок и небрежности в работе чреваты не только штрафом в большом размере, но также более серьезными последствиями, включая потерю работы для сотрудника и нанесение урона имиджу для учреждения. Руководители образовательных организаций должны со всей ответственностью подойти к данному вопросу и наладить работу таким образом, чтобы каждый сотрудник, отвечающий за свой участок работы, выполнил ее максимально качественно и проявил пунктуальность.