Такое понятие, как оценка образования существует в России давно и даже регламентировано федеральным законом, однако только в 2017 году этой процедуре подверглись все без исключения учреждения. Своеобразный рейтинг любого учебно-воспитательного заведения от детского сада до ВУЗа по итогам был представлен на всеобщее обозрение и его результаты определенно окажут влияние на судьбу и перспективы, как самой организации, так и ее сотрудников. Не смотря на то, что сегодня речь идет только о престиже учреждения, быть на передовых позициях стремятся все, понимая, что рейтинг не может не отразиться на востребованности платных услуг и инвестиционной привлекательности.
Тот факт, что такая тотальная оценка теперь будет проводиться ежегодно, наводит на мысль о возможных преференциях в адрес лучших заведений и применение санкций к менее успешным. Не исключено, что аутсайдеры рейтинга в будущем станут претендентами на ликвидацию и существенное ограничение в правах, включая финансирование, гранты и государственную поддержку. Одновременно с этим престижное учреждение образования гораздо привлекательнее для учащихся, которые более охотно будут пользоваться платными услугами.
Критерии независимой оценки и ее специфика
В отличие от ведомственных проверок и привычных на постсоветском пространстве инспектирований, в основу независимой оценки качества образовательных услуг, в первую очередь, была положена информация, размещаемая ими самими в открытом доступе. Кроме того анализировалось общественное мнение и официальные данные, получаемые от органов управления. Мониторинг сайтов образовательных организаций позволил сделать выводы о тех аспектах, которые повлияли на их рейтинг.
Как ни странно, но даже в независимой оценке субъективность восприятия сыграла свою роль. Более привлекательные по оформлению сайты, с интуитивно понятной навигацией, удостаивались куда более высоких баллов, нежели, при прочих равных условиях, менее презентабельные варианты. Сопоставляя выставленные баллы с тем, что размещалось на официальном сайте того или иного учреждения образования, не сложно понять, чем руководствовались участники проекта, выставляя их. Так, основными критериями оценки выступили:
- актуальность информации на официальных сайтах учреждений образования;
- доступность и удобство для восприятия этой информации;
- качество оказываемых услуг в сфере образования и скорость их оказания;
- уровень комфортности образовательного процесса;
- наличие форм организованного досуга воспитанников;
- профессионализм и доброжелательность сотрудников;
- материально-техническая база и бытовые условия.
Примечательно, что оценке подвергались преимущественно те данные, которые подготовило для всеобщего обозрения само учреждение и все эти аспекты заложены в пяти блоках. Механизм независимой оценки предельно прост и состоит в начислении проверяющей стороной баллов по ключевым блокам. Проверяющее учреждение выбирается произвольно с тем, чтобы свести к минимуму вероятность необъективных и сфальсифицированных результатов. Оцениваются учреждения образования путем начисления балов отдельно по каждому показателю качества.
Как добиться первых позиций рейтинга
Задавшись целью оказаться на передовых позициях рейтинга в 2018 году, учреждениям образования следует прямо сейчас уделить максимум внимания работе над своим имиджем. Очевидно, что лицом любого заведения является его сайт, на котором должна в удобной для восприятия форме размещаться основная информация по всем направлениям деятельности. Не случайно 90% сведений, подвергавшихся оценке, были взяты именно из этого источника.
В первую очередь внимание надлежит уделить обязательному разделу сайта, посвященному общим сведениям об учреждении образования. Важно, чтобы здесь размещалось точное название, юридический адрес, контактная информация, ведомственная подчиненность и структура руководства. При этом данный раздел надлежит поддерживать в актуальном состоянии. Чем более полная и подробная, а главное, достоверная информация представлен в этом ключевом разделе, тем выше итоговый балл. Совсем не лишней будет информация об истории создания учреждения, выдающихся педагогах и образовательных методиках, перечне бесплатных и платных услуг, возможных вариантах сотрудничества.
Особое внимание стоит уделить разделу достижений учащихся, так как это самый явный критерий качества образования. Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, разного рода соревнованиях или просто успеваемость воспитанников станут наглядной демонстрацией профессионализма педагогов. Уровень комфортности и материально-бытовые условия оцениваются по фотоизображениям, размещенным на сайте, сведениям о проводимых закупках и отзывам воспитанников. Особенно высоких оценок удостаивались те заведения, которые предоставляли пользователям, посетившим их сайт, осуществить виртуальную прогулку.
И, наконец, определяющим фактором успеха во всех случаях являлось само качество услуг, так как общественное мнение в форме отзывов учащихся, их родителей, педагогов и сторонних организаций, наличие которых на сайте крайне желательно, влияло на высоту баллов более всего. До недавних пор бюджетные заведения пренебрегали стремлением к развитию и не интересовались, какое место в рейтинге российских учреждений образования занимают они, как в пределах своего региона, так и на федеральном уровне.
Появление такого подхода к оценке качества образовательных услуг видится более чем положительным явлением, так как куда более интенсивнее, чем привычные формы контроля, стимулирует учреждения развиваться, совершенствоваться и заботиться о своей репутации. Независимая и благодаря этому реальная оценка качества образования призвана создать условия конкуренции там, где ее никогда не было, и, как результат, вывести систему образования страны на принципиально иной уровень.